Форум » Национальное Общество Сокольников Туркмении » Статьи Ата Эебердыева » Ответить

Статьи Ата Эебердыева

TAZY: НАДЕЖНЫЙ И ВЕРНЫЙ ДРУГ Борзая - тазы - уникальная порода туркменских собак. Она имеет древнейшую историю, что подтверждают фольклорные, литературные и исторические источники. Во многих дестанах, легендах и эпосах туркменская борзая - тазы упоминается как верный помощник человека в охоте. Еще в VIII веке, когда арабы вторглись на территорию Туркменистана, они увезли с собой знаменитые туркменские ковры, где был орнамент «тазы гуйругы», что в переводе означает «хвост тазы». При раскопках в древнем поселении Алтын Депе была найдена статуя человека с птицей на руке и рядом борзая. Сегодня кинологическая наука доказала чистоту происхождения туркменской борзой. Эта собака имеет большой потенциал природных качеств - интеллектуальность, резвость, быстроту реакции. В 1898 году в царской России проходила выставка охотничьих снаряжений. От Закаспийской области участвовали делегаты-охотники из Туркменистана с ловчими птицами и тазы Гара Аманбердыев и Сары Бердынияз. Веками туркмены вырабатывали свои методы и приемы парной охоты ловчей птицы с четвероногим помощником. В песках Каракумов соколиная охота немыслима без тазы. Для туркмена хорошая борзая – это, прежде всего, умение собаки слаженно работать с соколом. Туркменские сокольники своих борзых собак берут на охоту с 6-месячного возраста. Тазы, если хорошо и правильно ухаживать за ней, помогает охотнику в течение 8-9 лет, после чего собаку используют в селекционных работах. В год эта порода один и редко два раза дает потомство. Как правило, это четыре-пять щенков. В Национальном клубе сокольников Туркменистана действует секция «Тазы», где зарегистрировано около 85 собак. Большое поголовье сосредоточено в Балканском велаяте и в городах Серахс, Теджен. За рубежом, в частности, в Казахстане, Киргизии, России и Иране также имеются несколько голов туркменских борзых-тазы. При скрещивании туркменских борзых с другими породами собак она теряет свои природные качества. Одним из самых опытных борзятников является 74-летний Аннааман Мовлямов. Он и сейчас ежегодно в сезон охоты выезжает на соколиную охоту с 2-3 борзыми-тазы. За всю жизнь опытный охотник воспитал более 30 тазы. А его борзая по кличке Гарагуш участвовала в съемках передачи российского телевидения «В мире животных», а также в фильме «Фраги - Разлученный со счастьем» о великом туркменском поэте Махтумкули. Гарагуш стал родоначальником сильной и работоспособной линии этих собак. В городе Сердар (бывший Кизыл-Арват) живет Ата Татаров - владелец тазы Акгуш, Унар и Аркач. В течение 7 лет он ведет селекционную работу, неоднократно его питомцы участвовали в выставках, проводимых в Ашхабаде. Туркменская борзая имеет следующие отличительные признаки: а) на ушах имеет шерстяную бурку; б) лапы без щетки, то есть без длинных усиков; в) имеет маловыраженный шерстяной покров хвоста. Непросто подготовить классную борзую-охотника. Внимания и терпения она требует, как малый ребенок. Необходим особый режим кормления - оно должно проходить одновременно с кормлением сокола, чтобы они привыкали работать в паре. Ведь другие породы гончих только номинально помогают преследовать дичь. Туркменская борзая, в отличие от других видов, не только выгоняет дичь из-под кустов, но может при захвате добычи, не повредив птицу, перегрызть зайцу хребет, чтобы он не поранил сокола. Зимой на тазы надевают попону, т.е. специально сшитую накидку. Во время охоты недалеко от лагеря под кустами саксаула роют яму для борзой, а подстилкой служит обычно пустынное растение - селин. Вечером собаку, помимо попоны, укрывают одеялами. Кормят ее во время охоты один раз в день - вечером. Во время соколиной охоты от работы туркменской борзой зависит, удачной ли будет охота. Также от тазы требуются «топографические» навыки, т.е. она должна помочь хозяину вовремя найти дорогу обратно в лагерь. Наверное, каждый из нас, побывавший хоть однажды в Каракумах, видел на самых высоких барханах аккуратно сложенную «пирамиду» из саксаула. Это искусственный ориентир чабанов, охотников или других временных жильцов пустыни. Порой он спасает жизнь заблудившемуся путнику, помогая ему найти дорогу в лагерь. Очень часто такое случается во время охоты, и тогда вас выручит верный друг - охотничья собака. Умение ориентироваться свойственно многим животным - домашним и диким. Наблюдения и исследования подтверждают наличие у них прекрасных «топографических» способностей, помогающих им безошибочно находить путь домой. Часто во время соколиной охоты напуск ловчей птицы производится с расстояния 200-300 метров. К концу охотничьего дня невольно оказываешься далеко от лагеря и даже с помощью бинокля трудно определить дорогу назад. Нужно торопиться, иначе ранние зимние сумерки могут заставить вас ночевать под открытым небом. Рядом с сокольником находится его верный друг и помощник. Получив команду от хозяина, борзая собака-тазы отыскивает самый короткий путь в лагерь. Если внимательно следить за поведением тазы, то можно убедиться в правильности выбранного ею пути. Когда уже сам охотник видит вдалеке оставленный им ориентир, тазы во всю прыть бежит в лагерь, будто знает, что хозяин теперь в безопасности. Окрас собаки - часто хороший показатель рабочих качеств тазы. Больше всего ценят борзую темно-серой и черной масти. Клуб сокольников в настоящее время разрабатывает технологию организации бегов тазы. Ата ЭЕБЕРДЫЕВ, председатель Национального клуба сокольников Туркмении

Ответов - 14

TAZY: Рассказы туркменских сокольников Восхищение - врачеватель недуга! Храня добрую память о погибших, люди окружали заботой вернувшихся с поля боя Великой Отечественной войны раненых бойцов. Трудную фронтовую дорогу прошел и Аман-ага. Его нашли без сознания, когда невдалеке разорвавшийся снаряд отбросил его в глубокую траншею. В госпитале он медленно отходил от последствий тяжелой контузии, восстанавливалась координация движения, стал слышать и видеть. Но речь... Нельзя было назвать словами непонятные звуки, с трудом выговариваемые больным. Односельчане, зная, что он их слышит, при встрече приветствовали его, не утруждая вопросами. Иногда во сне Аман-ага ясно произносил некоторые слова и имена однополчан. И слышавшие его близкие с радостью надеялись на возвращение к нему речи. Но, проснувшись, фронтовик нервно выдавливал из себя все ту же, понятную только ему речь. В бригаде строителей колодцев он пользовался уважением. Рыть колодец в сыпучих песках не только трудно, но и опасно. А старые и заброшенные, подлежавшие восстановлению, превращались в логова ядовитых змей, пауков и скорпионов. Обычно первым в такие колодцы спускают на веревке молодого козленка, который, завидев опасность, начинает громко блеять. Тогда, отметив расстояние до опасного участка и вооружившись, вниз спускается человек. Аман-ага всегда это делал сам. Вечера он часто проводил с соседом. Шестидесятилетний Черкез-ага был потомственным сокольником и интересным рассказчиком историй об охоте с ловчими птицами. В один из дней зимой Аман-ага попросил соседа взять его с собой на охоту. Первые три дня туркменская борзая-тазы в паре с соколом настигали добычу вдалеке от охотников. Но на четвертый день заяц, гонимый соколом и собакой, побежал в сторону Аман-ага и был пойман у него на глазах. Восхищенный слаженной работой собаки и хищной птицы, подготовленной умелым сокольником, он позвал Черкез-ага громкими словами: «Сосед, сокол взял добычу»! Так к Аман-ага вернулась речь. Встреча со змеей в Актакыре Актакыр - так называется место в пустыне Каракумов, расположенное примерно в трехстах километрах от города Дашхоуза. Относительно редкие кустарники, небольшие барханы делали в этих местах охоту с ловчими птицами безопасной для сокола и удобной для человека. Два года назад мы разбили там свой лагерь. Первые дни на охоте - это время разминки для ловчих птиц и борзых собак. Сокольник же занимается обустраиванием своего временного пристанища, изучает окружающую местность. Нужно собрать саксаул, создать необходимый запас топлива. Особому порядку должна отвечать обстановка внутри палатки. Фонарь, спички, нож и ружье должны иметь строго определенное место, что даст возможность быстро отыскать их при необходимости даже в кромешной темноте. Каждый раз Джума-ага, готовя вечером ужин, оставшуюся свежую шкуру зайца бросал в огонь. Он объяснял это необходимыми мерами санитарии. Также считалось, что внутренности зайца могут послужить приманкой для опасных насекомых и змей. В один из дней мы вернулись в лагерь поздно. Декабрьский вечер выдался морозным. Дав возможность отдохнуть старику, я приготовил ужин сам. После ужина я еще долго слушал рассказы опытного сокольника. Бросив несколько больших поленьев в костер, мы стали готовиться ко сну. Проснулся рано утром от недовольного ворчания старика в мой адрес. И понял его упрек, увидев рядом с собой след змеи. Разделывая зайца для приготовления ужина, я оставил его шкуру и внутренности у входа в палатку. Запах крови привлек змею, и она заползла в наше жилище, после того как проглотила оставленные мной отходы. Меня удивило обоняние змеи. Ведь в это время года они находятся в глубокой спячке. Часто ли подобное случается в природе? Не знаю. Но пишу о случае, свидетелем которого был сам. Урок крылатого наставника Ата-ага часто вспоминал ловчую птицу, с которой удачно охотился несколько лет в песках. В тот злополучный день крупный степной орел преследовал сокола долго и упорно. Так и не настигнув его, все же разлучил с хозяином: напуганная птица, улетев далеко, не возвратилась. В этом году старик разбил лагерь недалеко от колодца. Акуш (туркменская борзая) уже пятый год была его незаменимым помощником. Воспитание охотничьей птицы - нелегкий труд, требующий определенных навыков и терпения. Молодой сокол преследовал добычу настойчиво, но ему не хватало маневренности взрослого хищника. Ата-ага знал, что необходимо еще некоторое время. На третий день в очередной раз за стремительной птицей помчался Акуш и скрылся за высоким барханом. Чтобы оглядеть окрестность, старик поднялся на небольшую возвышенность. Вдруг вверх взмыли две птицы. Они явно преследовали одну добычу. Сокольнику стало не по себе от одной мысли, что он в очередной раз может потерять своего воспитанника. Переходя от быстрого шага на бег, выкрикивая громкие слова, он направился в сторону большого кустарника, за которым исчезли птицы. Когда, переводя дыхание, подошел к густым саксаульным зарослям, первым увидел мирно лежащего в тени Акуша. А невдалеке от него на добытом зайце сидели два сокола. Ата-ага сразу узнал свою старую взрослую птицу. Охотник стал осторожно продвигаться в их сторону. Одичавшая ловчая птица тут же взлетела и села невдалеке на склоне бархана. Достав приманку, хозяин стал подзывать ее. Слабо реагируя на знакомые движения и призывы, она не спешила возвращаться. А через некоторое время улетела. Готовить ужин было уже поздно. Надев собаке попону и перекусив остатками обеда, старик лег спать. На следующий день картина повторилась. Прямо на глазах старика неожиданно появившаяся взрослая птица первой ударила преследуемого Акушем зайца-талая. Охоту завершила молодая птица, захватив уже обессилевшую добычу. Это была последняя встреча старика со своей давно улетевшей ловчей птицей. Рассказывая про тот случай, Ата-ага делает философский вывод: «Опытная птица стала наставником молодого сокола. Возможно, так она отблагодарила меня за старую дружбу». «Российская охотничья газета», №25, 2003 г. Ата Эбердыев

TAZY: Случай на охоте На новом месте охотничьего стана было непривычно много лис. То и дело молодая борзая - тазы по кличке Учар, нарушая ночную тишину своим громким лаем, отпугивала непрошеных гостей, стремившихся поживиться за счет добычи охотников. Шестимесячная собака во время охоты в паре с соколом нередко гонялась за лисами, успевавшими скрыться за барханами. Но, даже настигнув их, она не спешила схватить противника, что, впрочем, недовольства у хозяина не вызывало, ведь молодым борзым начинать свою охотничью карьеру без опытных собак приходится нелегко. Сейчас главное для тазы быстро освоить «секреты» парной работы с крылатым напарником по поимке более традиционного объекта соколиной охоты в Центральных Каракумах - зайца. Учар справлялся с этой задачей неплохо, а это уже немало для начинающего четвероногого помощника. Отломав тоненькую сухую палочку гандыма, старик воткнул ее в песок ближе к костру, прислонив на нее кусок хлеба. Чай, заваренный из целебных трав пустыни, отличался особым ароматом. Такой напиток с горячим чуреком отменно дополняет вечерний ужин в песках. Постелив себе постель, старик пошел проведать собаку, которая в теплой яме на подстилке из сухих трав лежала, свернувшись в кольцо в кошемной попоне. Хозяин накинул сверху на нее старое одеяло и на обратном пути положил в костер несколько больших веток саксаула. На рассвете, прочитав утреннюю молитву, Сапар ага снова разжег костер, согревавший и сокола, который, поочередно потягивая острые крылья и лапы, начал расчесывать свои перья. Примерно через полчаса заявила о себе и собака, появившаяся возле своей миски. Перед охотой борзым дают немного косточек или же остатков вечернего ужина. Приготовив тесто, старик положил его на плотную скатерть и начал рукой расправлять ее по кругу. Закончив подготовку хлеба к выпечке, хозяин охотничьего лагеря аккуратно переложил горевшие угли в сторону. Разровняв раскаленный песок, пекарь резко положил на него тесто, засыпав его горячим песком сверху. Через полчаса хлеб был готов. Зимой свежевыпеченный чурек и сладкая дыня на завтрак - это поистине царская трапеза. Завернув остывший хлеб, сокольник стал готовиться к охоте: снял с себя тяжелую телогрейку и попону с борзой. Пройдя примерно сто - сто пятьдесят метров от лагеря, Сапар ага быстро поднялся на барханы. Резкий рывок собаки и слет сокола с руки произошли одновременно. Старик замер на месте. Теперь надо постараться увидеть летящую птицу из-за барханов. Заяц поднялся примерно с расстояния 200-250 метров. Часто погоня даже с такого расстояния заканчивается захватом добычи буквально рядом с сокольником. Подобные эпизоды соколиной охоты, которые мы неоднократно видим в Центральных Каракумах, вряд ли можно увидеть на экране самых престижных международных телеканалов. Можно ли вспомнить фильм, где сокол-балобан виснет в воздухе над кустарником, под которым затаился заяц-толай? В каких картинах о соколах или соколиной охоте можно увидеть, как борзая - тазы помогает ловчей птице? Вот и сейчас сокол и собака действовали сообща на земле и в воздухе. Ловчая птица настигла на склоне бархана изрядно уставшего зайца. Молодая собака уже была на подступах к месту удачной охоты, когда неожиданно для сокола сбоку появилась крупная лиса. Пернатый хищник испугался не на шутку. Лиса схватила его добычу вместе с крепко сжатой лапой сокола и потащила их обоих за возвышенность, Оказавшись свидетелем этого случая, Учар волчком кружился вокруг хищника. Прошло некоторое время пока голос приближающегося человека и раздражительные атаки Учара возымели действие - лиса убежала, оставив зайца и серьезно раненую птицу. Появившемуся из-за бархана старому сокольнику представилась следующая картина: Учар, обнюхивая безжизненное тело добычи, все старался ее схватить, а недалеко от него, опершись на хвост, сидел раненый сокол. Сапар ага не раз был свидетелем недопустимых оплошностей молодых борзых, которые иногда грубо сбрасывали ловчую птицу с добычи, стараясь полакомиться заячьим мясом. Редко при этом обходится без травм птиц и в таких случаях провинившуюся собаку необходимо наказать, причем очень строго. Во избежание подобных ошибок со стороны тазы их не кормят сырым мясом. Но сейчас ничто не могло предотвратить несправедливое наказание. Старик, находясь во власти гнева, увиденное им воспринял как непростительную ошибку Учара, который, якобы отнимая добычу у сокола, поранил птицу. На все попытки хозяина рассмотреть рану под перьями, сокол отвечал агрессивным сопротивлением. Бедный Учар всю обратную дорогу, скуля, бежал трусцой далеко впереди хозяина. Посадив птицу возле костра и поглаживая грудь пернатому хищнику, старик осторожно провел рукой вниз, пощупывая его пальцы. Переломов он не обнаружил. Хозяина птицы успокоило еще и то, как аппетитно сокол принял кусок свежего мяса. До поздней ночи он заботился о соколе. Перед сном старик вдруг вспомнил, что забыл накормить собаку. Учар остался равнодушным к миске с кормом. Громко ворча, хозяин одел собаке ее зимнюю одежду. Утром следующего дня сокол был вскормлен мелко нарезанными кусочками мяса, вымоченными в теплом чае. Увидев, что сокола посадили на место, а с него не снимают тяжелую попону, Учар развернулся и медленно направился на свое место. Каждый день ближе к десяти часам утра собака приходила к птице. В такое время они обычно выходили на охоту. Только на шестой день настроение ловчей птицы вселило долгожданную надежду, и старик решил на завтра подготовить ее всего на один напуск. Часто останавливаясь и глубоко дыша, Сапар ага поднялся на высокий песчаный бархан. Отдых, затянувшийся на несколько дней не по его вине, давал о себе знать. Восстановив дыхание, он продолжил путь. Вдруг сокол слегка приподнял крылья, а затем стал резко биться в сторону большого такыра. Старик быстро напустил ловчую птицу, заметив внизу убегающего зайца. Мощным полетом, опередив собаку, небесный хищник сходу подхватил добычу. Все то, что произошло дальше и очевидцем чего стал сам старик, - невероятное повторение последнего случая. Наглый обидчик вновь неожиданно появился из-за кустов и бросился в сторону крылатого охотника. Лиса едва успела схватить зайца, как тут же Учар без промедления, будто он ждал этой встречи, яростно бросился на обидчика своего товарища, лиса из хищника превратилась в добычу и не смогла избежать заслуженного наказания. Опытный сокольник сел на влажный песок. Опасаясь встретить укоризненный взгляд собаки, Сапар ага медленно поднял голову. Глаза четвероногого друга были полны преданности. Старик крепко обнял борзую и стал гладить ее лоб, коря себя за то, что так несправедливо обидел своего верного помощника. А.ЭЕБЕРДИЕВ, председатель Национального общества сокольников Туркменистана

TAZY: ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ… СОКОЛЬНИК РАССКАЗЫВАЕТ О РЕДКИХ СЛУЧАЯХ, КОГДА КРЫЛАТЫЕ ПОМОЩНИКИ ОХОТНИКОВ ВНОВЬ НАХОДЯТ СВОИХ ХОЗЯЕВ В фольклоре нашего народа есть поговорка: «Нет сокольника, у которого не улетело бы сорок птиц». Условной цифрой «сорок» показана далеко не единичность подобных случаев. Видимо, поэтому туркменские сокольники, поздравляя друг друга с новой ловчей птицей, желают «Пусть привязь будет крепкой и надежной». Но не редки и случаи возвращения ловчей птицы к хозяину. Часто эти встречи происходят неожиданно и загадочно. Несколько лет назад с нами произошел такой случай. Мы с наставником охотились уже вторую неделю. Однажды утром, взяв своих птиц, мы покинули лагерь. Туркменская борзая по кличке Мелекуш, как всегда, раньше нас забралась на барханы и внимательно присматривалась к каждому кустику в низине. Когда я оказался в нескольких шагах от собаки, она вдруг сорвалась с места. Тазы заметила поднимающегося по склону зайца, и мне немедля надо было отпустить с руки бьющегося сокола. Резкие взлеты птицы за барханами говорили о том, что она в паре с борзой гоняет добычу. Выждав необходимое время, мы с наставником направились к небольшому кустарнику саксаула. Именно за ним сокол поднимался ввысь последний раз. Если сейчас сокол взял добычу, то недалеко от него должен был находиться Мелекуш. Собака подождет нас, а через некоторое время пойдет к нам навстречу. Но в этот раз картина была иной - я заметил издалека растерянно бегущую борзую. Добыча упущена. Мне пришлось достать вабило (приспособление для приманки сокола) и звать птицу. Полчаса, периодически меняя место, я подзывал своего крылатого помощника. Потеряв надежду найти его, мы вернулись в лагерь, решив завтра возобновить поиск. На рассвете я один отправился к месту отлета. Найти сокола до полудня мне не удалось. Я попросил наставника поохотиться со своим соколом на том месте, где потерялась птица, в надежде, что она вернется, увидев за добычей своего напарника, борзую тазы. Мы обсуждали это, сидя у костра. Все случилось мгновенно. Старик резко опрокинулся назад, чашка с нарезанным мясом отлетела в сторону, а большой кусок свежей зайчатины с руки наставника в долю секунды оказался в когтях моего сокола. Птица села недалеко от нас и стала жадно есть. Взяв на руки, я посадил ее на специальное место, где накормил досыта. Больше она не улетала и удачно проохотилась весь сезон. Похожие случаи произошли в прошлом году. Ближе к вечеру одна из ловчих птиц пропала при очередном напуске. Времени на поиск было мало, засветло нужно было вернуться в лагерь - в темноте легко заблудиться в песках. За пять дней охоты наши соколы добыли пятнадцать зайцев - талаев. Рядом с палаткой мы обычно сооружаем небольшой шалаш из кустарников для хранения свежего мяса. Молодые, неопытные борзые иногда стараются проникнуть туда, чтобы полакомиться мясом. Такой проступок наказывается строго, ибо правильное воспитание борзой - залог удачной охоты. Когда мы легли спать, из шалаша послышался знакомый шорох. Старик Ата-ага строго приказал выгнать оттуда собаку и наказать ее. Я направился к шалашу и не поверил своим глазам: досыта наевшись, мой «блудный» сокол бросил в мою сторону гордый и довольный взгляд. Видимо, он вернулся в лагерь раньше нас и давно хозяйничал на «складе» свежего мяса. Три дня Ата-ага ждал возвращения своей птицы, которая тоже пропала. Вечером он стал собираться в дорогу. Ближний поселок от места нашей охоты находился в сорока километрах. Именно туда держал свой путь опытный сокольник, надеясь найти своего крылатого помощника. Нередко улетевшие при охоте и проголодавшиеся ловчие птицы прилетают в населенный пункт к людям. Рано утром мы с наставником стали провожать Ата-ага в дорогу. Пройдя около двухсот метров, мы услышали человеческий зов. Вдалеке, стоя на бархане, нам энергично махал рукой незнакомец. Мы направились в его сторону. Этот человек оказался чабаном, пасшим овец недалеко от нашего лагеря. С его слов мы узнали, что вот уже три дня рядом с ним хищная птица добывает зайцев, которые, потревоженные отарой, выбегают из своих укрытий - кустов саксаула. Птица не подпускала близко к себе чабана, но и не улетала далеко. Не успел он закончить свой рассказ, как появившийся в воздухе сокол опустился на землю рядом с Ата-ага. Надо было видеть радость хозяина. Мы поблагодарили чабана за помощь, и он долго смотрел нам вслед, восхищенный привязанностью птицы к своему хозяину. Ата ЭЕБЕРДЫЕВ. Председатель Национального клуба сокольников Туркменистана.


TAZY: Ястребиная смекалка Порой не только скорость бега или острые иглы, маскировочная окраска или же крепкий панцирь помогают братьям нашим меньшим избегать опасностей, но и разные ухищрения, к которым животные прибегают, проявляя неожиданную смекалку и сообразительность. И пример тому - ястреб. Этот пернатый охотник молниеносен в полете и отчаян в схватке с добычей на земле. Природа вооружила его не только мощными лапами с острыми когтями и крепким клювом, но и острым умом. ... В один из теплых солнечных дней мы с товарищем были за городом, у небольшого водоема, на его водной глади беззаботно держалась стая гусей. Вдруг птицы забеспокоились и поспешно взлетели. Виновником переполоха стал появившийся в безоблачном небе дикий ястреб, который, не теряя времени, схватил зазевавшегося гуся и приземлился с ним на берегу, неподалеку от нас. Однако и гуси сдаваться вовсе не собирались - их стая, развернувшись в красивом вираже, поспешила на помощь сородичу. Окружив ястреба, шесть-семь крупных гусей стали яростно бить крыльями пернатого хищника. В природе даже крупные орлы порой бессильны перед такой дружной атакой. Мы поспешили к месту развернувшейся на наших глазах драмы. Когда гуси покинули "поле боя", на месте схватки осталось только безжизненное тело ястребиной добычи, сам же дикий разбойник, казалось, исчез бесследно. Мы с товарищем стояли в некоторой растерянности - никто не видел, как небесный охотник, спасовав под натиском, поспешно улетел. Вдруг тушка гуся зашевелилась, и из-под нее появился ястреб в полном здравии, ничуть не пострадавший в перепалке. Оказывается, хищная птица все это время железной хваткой удерживала в когтях свою добычу, и даже использовала ее в качестве "щита". Несмотря на то, что мы были довольно близко, крылатый хищник хоть и встревожился, но улетать не стал, не собираясь отдавать с таким трудом добытую добычу незваным пришельцам. Пришлось нам покинуть берег, чтобы не тревожить птицу. А однажды уже во время охоты я стал свидетелем еще одного не менее интересного случая. Ястребы хорошо приручаются и способны быть неплохими ловчими птицами. Так вот, мы выходили на охоту с таким прирученным ястребом, который и без помощи борзой прекрасно брал песчаного зайца-толая. Охотясь с этой птицей, мы надевали на ее лапы звонкие колокольчики, чтобы быстро отыскать ее с добычей в зарослях камыша или среди пустынных кустарников. Обычно когда ловчий ястреб брал добычу где-нибудь неподалеку - за соседним барханом, мы с товарищем его находили, не дожидаясь, пока зазвенят колокольчики. Но вот однажды, после очередного напуска, найти своего крылатого помощника удалось далеко не сразу. Забравшись на ближайшую песчаную гряду, мы внимательно осмотрели низину бархана, где, по расчетам ястреб должен был взять добычу, - никого, ни зайца, ни птицы. Стали спускаться по склону, внимательно оглядывая кусты, как вдруг, уже из-за спины послышался перезвон колокольчиков. Ястреб был где-то рядом. Но когда мы вновь забрались на гребень, звон колокольчиков прервался. В некоторой растерянности мы присели на влажный песок, как вдруг мелодия колокольчиков зазвучала еще громче. Вскочили, чтобы рассмотреть то место, откуда доносился звон, и он тут же вновь прекратился. Только спустившись вниз по бархану, я, наконец, среди зарослей саксаула разглядел нашу птицу, которая, увидев меня, замерла, словно статуя. Оказывается, ястреб просто не хотел, чтобы ему мешали и, завидев нас, переставал поедать добычу, чтобы его не выдавал звон колокольчиков...

TAZY: ОХОТНИК С ПТИЦЕЙ НА РУКЕ... МАСТЕРСТВО СОКОЛЬНИКА ПЕРЕДАЕТСЯ В ТУРКМЕНИИ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ Ата ЭЕБЕРДЫЕВ - Председатель Национального клуба сокольников Туркменистана. Старика давно уже в селе звали не по имени. Халипа - наставник, учитель - так обращаются к нему сокольники, гушчи - охотник с птицей - говорят односельчане. Такое уважение семидесятилетний Аннааман-ага заслужил не только из-за возраста. Во многих семьях его принимают как самого близкого, родного человека. Причина подобного почитания становится ясной из рассказов старожилов аула. В семье Аннааман-ага был единственным ребенком. Отец часто брал его на охоту, где он, затаив дыхание, не сводил глаз с охотящегося сокола. Ему, тогда восьмилетнему мальчику, не доверяли хищную птицу, зато с Каракушем - туркменской борзой собакой - тазы, возился целый день: он кормил ее вареным мясом, поил верблюжьим молоком, менял сухие травяные подстилки в собачьей яме, лечил полученные на охоте раны. Будущий продолжатель семейной традиции успешно познавал навыки охоты с ловчими птицами. Но Великая Отечественная война заставила отца-наставника расстаться с любимым делом. Он одним из первых в ауле ушел на фронт. К выпуску сокола на волю мальчик отнесся по-взрослому, с пониманием - не все еще он познал в этой древней школе воспитания и содержания хищных птиц. Два долгих года семья жила ожиданиями писем с фронта. И вот в один из дней, к полудню, когда солнце идет к зениту, а сельчане заканчивают работу и собираются за чаем, на окраине села появился знакомый грузовик. Это везли из райцентра самые необходимые продукты - рис, муку, чай... Водитель остановился как обычно возле сельской конторы. Джахан-дайза не стала будить спящего сына, вместо нее это сделал Каракуш. Мальчик проснулся от его громкого лая, прерывающегося радостным скулением. Мать с сыном не успели пройти и половины дороги, как увидели спешащих к ним навстречу соседей. Радостные голоса извещали о возвращении главы их семьи - Мовляма-ага. Аннааман побежал к собравшейся толпе. Фронтовика окружили взрослые и дети, он старался ответить на все их вопросы. А борзая Каракуш с радостным визгом кружилась вокруг хозяина. Хотя он заметил сына издалека, все же не смог устоять на ногах, когда тот бросился ему на шею. Ликующий от радости ребенок растерялся - перед ним был отец с двумя тяжелыми костылями. Уже дома семья слушала рассказ о боях, ранении, госпитале и операции. Два дня в дом героя шли люди - кто поздравить с возвращением, кто расспросить о своих близких. Он привыкал к протезу на ноге и научился обходиться одним костылем, но все же пасти овец, как раньше, фронтовику стало не под силу. Достав свои нехитрые инструменты, он стал восстанавливать былые навыки по выделке овечьих шкур. Но мысли его были о соколе. Его радовал неподдельный интерес сына к рассказам об охоте. Уже вторая неделя, как расцвела гармула - период появления потомства у сокола. Как выбрать будущего помощника в охоте, сын знал хорошо. В этом Мовлям-ага убедился, когда Аннааман после спуска в гнездо достал из-за пазухи халата птенца, о котором теперь должен был заботиться. Мальчик ставил капканы на песчаного тушканчика - незаменимое питание для маленького хищника. Птица привыкала к новому хозяину и терпеливо относилась к присутствующему при кормлении Каракушу. Незаметно прошел этап взросления. Наступило время, когда сокольник должен приучить птицу к ношению на руке и возвращению к хозяину после свободного полета. В середине октября, когда наступили холода, Мовлям-ага стал собираться на охоту - проверил капканы, подлатал попону для борзой, собрал охотничье снаряжение для птицы. Рано утром, накинув хоут - специальное верблюжье седло, на двухгодовалого корабля пустыни, крепко привязав мешки и флягу воды, отец с сыном покинули аул. Отец с соколом на руке сидел в седле, а рядом шли молодой сокольник и их четвероногий помощник. Заметив на песке следы зайца, они решили остановиться на ночлег. Изучив местность, опытный охотник стал ставить капканы. Для Каракуша под саксаулом вырыли яму, застелив ее сухой травой. Поужинав возле костра и накормив собаку, сокольники легли спать. Утром, сняв попону с Каракуша и посадив сокола на руку, отец с сыном направились в сторону заячьей тропы. Первый капкан стоял нетронутым. Осмотревшись по сторонам, Мовлям-ага направился дальше. Аннааман увидел, как отец, обернувшись, взглядом показал ему тянувшуюся на песке неглубокую полосу - заяц, попавший в капкан, ушел за барханы. Обессилевший за ночь, он не мог уйти далеко, и они нашли его. Сокол равнодушно отнесся к пытающемуся убежать раненому животному, а рвущегося к добыче Каракуша пришлось удерживать на привязи. Обычно в таких случаях первой спускают ловчую птицу. Мовлям-ага велел сыну с соколом вернуться в лагерь, предоставив борзой завершить первый охотничий день. Опытный сокольник понял, что птице предстояло побороть страх перед незнакомым объектом. Ближе к вечеру он подошел к изголодавшейся птице с мертвым зайцем и разрешил ей сделать несколько поклевок. А уже на следующий день, слетев с руки, сокол камнем падал на убегающую добычу. Чувство радости переполняло Аннаамана, ведь он первый раз самостоятельно напускал ловчую птицу. Ему мог позавидовать не только его сверстник, но и взрослый сокольник. За шесть дней охоты сокол добыл десять зайцев-талаев. Когда сокольники вернулись в село, был уже полдень. Мовлям-ага не пошел в свой дом, а направился в сторону юрты бывшего сельского врача. Теперь здесь жила вдова врача Айна-дайза с тремя маленькими детьми. Слегка приоткрыв дверь, он поздоровался с хозяйкой и, достав из мешка освежеванного зайца, положил его возле порога. Затем так же он обошел дома не вернувшихся с фронта солдат. Отдохнув несколько дней, отец с сыном снова отправились на охоту, и так в течение пяти месяцев. Домой они приносили не более одного-двух зайцев. Остальных раздавали семьям погибших бойцов. Готовя еду, женщины оставляли кусочки мяса птице и собаке, и дети приносили еду в дом Мовляма-ага. Соколу и борзой нужны были силы на каждодневную охоту. Еще долгие послевоенные годы отец с сыном, борзой-тазы и с соколом на руке помогали односельчанам пережить трудную пору. В 1951 году Мовлям-ага умер от полученных на войне ран. Перед смертью он часто просил принести к нему сокола. Аннааман долго сидел возле постели больного отца и слушал его наставления. Отец знал - сын продолжит дело его жизни. Когда односельчане собрались на поминки Мовляма-ага, мальчик со слезами на глазах сообщил им о гибели в это утро сокола. Птица прожила без хозяина всего сорок дней. Эти храбрые и сильные птицы отличаются удивительной верностью. Аннааман-ага - тренер Национального клуба сокольников. Он внес огромный вклад в возрождение и развитие национальной традиции туркменского народа - соколиной охоты с туркменскими борзыми-тазы. Источник - Туркменистан Ру Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1066801740

TAZY: ИСКУССТВО СОКОЛИНОЙ ОХОТЫ У ТУРКМЕН УХОДИТ КОРНЯМИ В ГЛУБОКУЮ ДРЕВНОСТЬ В VII веке прародитель туркменских племен Огуз хан, раздавая земли своим внукам, обозначил все 24 родовых знака — тамги — видами хищных птиц. Пять из них считались ханскими и на них изображались беркут, сапсан, кречет, ястреб и балобан, которых человек во все времена использовал в охоте. Более ранних находок, связанных с соколиной охотой, нет нигде в мире. Хотя, как считает председатель Национального общества сокольников Туркменистана Ата Эебердыев, истоки могут крыться значительно глубже: в фольклоре туркмен более четырех десятков пословиц и поговорок о соколиной охоте. Сын потомственного сокольника, Ата Эебердыев сам почти сорок лет посвятил охоте, начав носить ловчих птиц на руке еще школьником. При этом он человек сугубо городской и достаточно занятой — работает главным консультантом Министерства юстиции Туркменистана. Но все свободное время отдает любимому увлечению, которое и увлечением-то назвать уже нельзя — это дело всей жизни. — С детства я запомнил слова отца о том, что нельзя забывать народные традиции. Пренебрежение к своей истории, равнодушное отношение к национальной культуре приводят к духовному обнищанию народа, к нравственному умиранию. Воспринял эти слова как наказ. Туркмены всегда жили в гармонии с окружающим миром, соизмеряя с ним законы своего бытия. Соколиная охота — целый пласт древней культуры нашего народа, неотъемлемая составляющая его духовного наследия, одна из ярких традиций, дошедшая до наших дней без изменения. Однако это не означает, что народную форму общения с живой природой не нужно бережно хранить и развивать. Мысль о создании центра, объединившего всех сокольников страны, зрела у Ата давно, но начать нужно было с устранения допущенной в отношении их несправедливости. В советское время под надуманным предлогом, что сокольники вредят природе, охота была запрещена, ловчие птицы изымались. Приходилось, рискуя, выходить на охоту тайком, по ночам. Настойчивость и упорство молодого юриста привели к тому, что общественный статус соколиной охоты был в конце концов признан, а содержание ловчей птицы узаконено. Но только в годы независимости появилась реальная возможность создать Национальное общество сокольников. Сегодня Национальное общество — не просто собрание любителей поохотиться. Это научное учреждение, занимающееся селекционной работой по орнитологии, определению мест гнездовий птиц и контролю за ними, разведению соколов и туркменской борзой — тазы, этнографической деятельностью по сбору сведений о роли соколиной охоты в истории Туркмении. Результаты туркменских сокольников не замедлили сказаться: в 2002-м они стали победителями международного шоу-представления в Астане, а в американском городе Амарилло (штат Техас) выиграли конкурс «Экология и человек». Победа дала обществу право быть принятым в Международную ассоциацию сокольников мира, штаб-квартира которой находится в Бельгии. Членами МАСМ являются 58 стран.

TAZY: ЛЮДИ И ПТИЦЫ В США и в некоторых странах Европы соколиная охота в силу сложности ее организации и дороговизны является развлечением для узкого круга состоятельных людей. Из-за отсутствия естественных условий она превратилась в показательные выступления, которые устраиваются на стадионах, в парках и носят характер шоу. В Туркменистане понятие клубной элитарности отсутствует, а естественных условий — хоть отбавляй. Сокольником может стать любой. Члены общества — инженеры, юристы, врачи, журналисты, ученые, люди разных профессий и возрастов. Многие — потомственные охотники. Среди них и Мурад — сын Ата Эебердыева. Как и отец, он с юных лет носит на руке сокола. — В уставе общества записано: «Каждый вступающий должен знать, уважать и соблюдать традиции соколиной охоты наших предков», — говорит Ата. — Мировыми учеными-орнитологами признано, что соколиная охота пришла в США и Европу через исламскую культуру. Законодательный закон мусульман — шариат — разъясняет необходимые условия дрессировки сокола и собаки, их напуска на охоте. Дозволенные и запретные методы добычи дичи и зверей детально регламентируются согласно исламским нормам бытия. В течение шести-семи месяцев новички проходят теорию и практику с опытными наставниками. Наставник — высшее звание в обществе. Это самые уважаемые и почитаемые люди, настоящие корифеи охотничьего мастерства. Хоть всем им далеко за семьдесят, а кому-то, как яшули Аннааману Мовламову, и за восемьдесят, обучают они не дома за чашкой чая, а в полевых условиях, где и молодому сокольнику поначалу бывает нелегко. Учат не только правилам охоты, но и правилам поведения на природе. Потом приходит пора экзаменов. И только после этого новобранцу дадут птицу для самостоятельной охоты. Однако и это еще не все. Лишь через год ему покажут места гнездовий и предоставят возможность самому выбрать себе птицу. Почему не раньше? Обучая, наставник еще и изучает своего ученика. Он должен убедиться в чистоте его помыслов и доброте намерений, которые не позволят охотнику превратиться в браконьера, варварски разоряющего гнездовья. — Наши предки прекрасно понимали, что главным хранителем и защитником природы является человек, потому и выработали целый кодекс неписаных законов, которым мы первым делом обучаем наших сокольников, — говорит Ата. — Основная заповедь — не навреди! Как и прежде, браконьер попадает под общественное презрение и осуждение. Традиционно туркмены использовали в охоте соколов-балобанов. Они крупнее, чем другие виды обитающих в этих краях соколов, и поэтому успешнее в охоте. Самое большое скопление балобанов в горах Ахалского и Балканского велаятов страны. Естественный отбор привел к тому, что более сильные и отважные соколы, не давали селиться рядом слабым сородичам — у сильного сокола не должно быть слабого потомства. Оказавшись у гнезда, охотник должен соблюдать два наиважнейших правила: если там остался только один птенец, он не имеет права его брать, даже если для этого ему пришлось проделать долгий путь и подняться на самую высокую скалу. В опустошенное гнездо самец и самка уже никогда не вернутся. Также ни в коем случае нельзя брать «пухляка», то есть совсем маленького балобанчика. Ему должно быть не меньше трех недель, когда птенец уже оперился и готовится встать на крыло. Предпочтение отдается самке: она крупнее самца, у нее более развитые лапы. Если самец берет в день трех-четырех зайцев, то самка в два раза больше. Одна из народных примет: у хорошего сокола клюв крючком. Другая примета: если на языке птицы есть две черные полоски, то это смелая птица, добычливая. По уставу общества каждый сокольник может иметь не более двух ловчих птиц. Воспитание юного сокола занимает около полугода. Все это время он сидит на стуле, цепко держа лапами спинку, привыкая к балансировке. Очень много зависит от правильного питания. Птицу кормят три раза в день и только свежим мясом. Если сокольник допускает ошибки в рационе, то удачной охоты от такого сокола не жди. За месяц до начала охотничьего сезона начинается носка: ежедневно, утром и вечером, в течение полутора часов сокольник должен носить птицу на руке. Этим снимается жир, накопившийся у нее за лето и идет наработка мышц. Через день-другой сокол сам начинает в определенный час безостановочно махать крыльями, как бы прося его «выгулять». Носка тренирует не только птицу, она воспитывает терпение, выдержку и дисциплину у ее хозяина — будущего охотника. Иногда любители экзотики разводят соколов в домашних условиях в качестве декоративной птицы. Но сокол не попугай, нельзя ломать его природную сущность, принуждая к неволе, приучая к жердочке в клетке. Сокол — свободолюбивая птица и охота для нее — это жизнь.

TAZY: ЭТОТ СЛАДКИЙ МИГ ПОБЕДЫ С октября по февраль, жертвуя отпуском в санаториях и домах отдыха, городские члены общества выезжают за сотни километров в пустыню, собираются лагерем, и начинается то, чего они с нетерпением ждали весь год — охота. Питаются все это время мясом добытых животных и хлебом, который выпекают тут же, в песке, старинным способом. Запас воды завозят заранее. Если дни стоят знойные, то охота ведется ранним утром и вечером: соколы не переносят жары. Соколиная охота — нелегкий труд. Да и эстетическая сторона соколиной охоты куда романтичнее ружейной и экологически чище. Охотник надевает толстую рукавицу, сажает на нее своего питомца, подзывает собаку и, преодолевая десятки километров, бродит по барханам в поисках добычи. В полете балобаны развивают скорость до 300 километров в час, их бинокулярное зрение позволяет увеличивать изображение в десять раз, пернатый хищник способен определить вид добычи за два-три километра. Сокол одинаково хорошо приспособлен к воздушной и наземной охоте. В воздухе он без труда берет утку, фазана, кеклика, перепелку. На земле охотится на сусликов, иногда на пустынных котов и лис. Но высший пилотаж, самая трудная, поистине виртуозная работа для балобана — добыча зайца-толая. Этот серый каракумский ушастик — один из самых прытких и вертких грызунов в песках. Он бегает со скоростью до 80 километров в час и порой невозможно уследить за тем, как он растворяется в песке. Но сокол — птица не только выносливая, но и упрямая. Балобан будет выслеживать зайца до последнего. При этом сокол должен с ювелирной точностью просчитать расстояние и выбрать миг атаки. Случается, что зайцу все же удается юркнуть в норку. Но и это его не спасет: сокол садится у входа и ждет своего помощника — тазы. Вдвоем они караулят норку, ожидая появления хозяина. За сезон, который длится около четырех месяцев, сокол и тазы могут добыть до 150 зайцев-толаев. Тазы — уникальная собака, выведенная далекими предками туркмен. Такой породы больше нет нигде в мире, как нет и подобной практики, когда сокол и собака работают в тесном контакте. Не случайно силуэты тазы и сокола помещены в орнамент древнейших туркменских ковров. Работа в тандеме — штука непростая и тут всякое случается. Чтобы приучить сокола и тазы друг к другу, сокольники, подкармливая птицу, иногда кладут кусочки мяса на голову собаке. Если сокол хоть слегка поранит клювом борзую, он впредь будет относиться к ней с осторожностью. А вообще достаточно двух-трех совместных выходов, чтобы тазы и сокол начали работать синхронно. Сокол — совершенное создание для охоты. Тазы — идеально приспособлена к суровым условиям пустыни. До сих пор в юртах чабанов и охотников для борзой отведено специальное место. В шубах, которые зимой носили сокольники, левый рукав делался шире, чтобы собака, согреваясь в холод на груди у хозяина, могла засунуть туда свою длинную, умную мордочку. Тазы — благородная собака, ее берегли, лелеяли, никогда не кормили объедками: она питалась тем же, чем и хозяин, и притом только вареной пищей. Летом борзых поили верблюжьим молоком — это увеличивало скоростные качества собаки. Прежде всего, тазы служат охотнику ориентиром. Когда сокол, отлетев на большое расстояние, берет добычу, скрываясь в глубине барханов, собака взбегает на гребень холма, указывая хозяину путь. Пустыня — это не только пески, это еще и заросли кустарников. Если заяц прячется под саксаул, тазы помогает своему другу, выгоняя ушастика из-под веток. Но, сопротивляясь, толай может повредить крепкими задними лапами оперение птицы, и опять тазы бросается на подмогу и перекусывает зайцу конечности. Есть непреложное охотничье правило: последний пойманный за день заяц отдается соколу — это его законная добыча. Если же сокольник хочет побаловать свою птицу, он добудет для нее парочку-другую мышей или сусликов — любимое лакомство балобанов. Подходит к концу сезон. Уезжая, сокольники забирают с собой тазы, а соколы остаются с наставниками в песках до следующего приезда хозяина. В городской квартире им будет плохо. А здесь — летай, наслаждайся волей. Но не забудет ли за это время птица хозяина? Нет, не забудет. Сокол — птица памятливая. Любой сокольник поведает немало историй о преданности пернатых тому, чья рука стала для них опорой. Почти половину своей жизни — 8-9 лет — тазы работают в паре с соколами. Соколиный век в несколько раз дольше — 35-40 лет, и трудятся воздушные охотники до последнего дня. Однако через пять-шесть лет «работы» балобанов выпускают на волю — они должны приносить потомство, растить птенцов. Эта древняя традиция, крайне редкая в мире, продиктована осознанием долга человека перед природой. Собаки тоже не уходят «на пенсию», а участвуют в селекционной работе, к которой допускают только тех тазы, кто изведал, что такое охота, и сами становятся наставниками для молодых щенков. Гарагуш — борзую Ата Эебердыева в клубе называют «халипа», что значит наставница. Так что же все-таки такое соколиная охота сейчас: спорт, развлечение или промысел? — Это душевное общение с живой природой, — говорит Ата. — Здесь нет никаких материальных мотивов. Какая сокольнику выгода от охоты, если вся добыча ложится на общий стол? Впрочем, выгода есть: природа дает силу и мудрость, сокол воспитывает мужество и бесстрашие, собака учит преданности. Здесь ты учишься товариществу, становишься чище, добрее. А с чем сравнить энергетический обмен, происходящий между соколом и человеком, который соединяет их воедино? Возможно, в этом слиянии и кроется причина их вечной дружбы.

TAZY: ПОЛЕТ СКВОЗЬ ВРЕМЯ Искусствоведам недавно удалось расшифровать некоторые элементы орнамента древних ковров. Самым распространенным оказалось сочетание хвоста тазы с птичьими лапками. А это практически эмблема соколиной охоты Не каждый сокольник может позволить себе такую роскошь -- жить и охотиться в пустыне, поэтому Ата Эебердыев решил организовать международный месячный переход через Каракумы с соколами и охотничьими собаками. Пробный тур состоится в начале апреля. Пока согласие дали казахи и немцы. Если все пройдет благополучно, осенью отправится весь состав -- сокольники мировых величин. Так будут пропагандироваться туркменская культура, туркменские традиции Сложно понять страсть охотника человеку, никогда не видевшему соколиной охоты. В Ашгабате многие, наверное, встречали людей с соколами на руках. Со стороны не виден внутренний диалог, происходящий между человеком и птицей. Со стороны не видно, сколько мощи, стремительности, напора заложено в этой птице. Во время охоты соколы развивают скорость до 320 километров в час, их бинокулярное зрение позволяет увеличивать изображение в десять раз. Это совершенное создание для охоты. В 1998 году Туркменский клуб сокольников возник не на пустом месте. И в этом его основное отличие от других подобных клубов, находящихся в 60 странах мира. Традиция соколиной охоты в Туркменистане никогда не исчезала. В какой-то момент нашлись люди, которые схватили ускользающие веревочки оборванной традиции. Сегодня этим людям уже много лет. Председателю совета клуба Аннааману Мовлямову -- 76. С восьми лет он не расставался с соколом. В советское время, когда охота была несправедливо запрещена, он держал птицу подпольно, вывозя на охоту ночами. Так что сегодня молодым сокольникам посчастливилось учиться у настоящих корифеев. А секретов -- интересных, тонких, древних -- множество. Слава богу, сегодня можно выйти из подполья. Более того, Президент Сапармурат Туркменбаши активно поддерживает возрождение народных традиций. За время опалы сокольники не растеряли полученных когда-то знаний. Международные специалисты утверждают, что именно в Туркменистане сохранилась наиболее древняя, традиционная амуниция. А ведь во многих странах мира соколиная охота превратилась в показательные выступления. Даже штаб международной организации сокольников находится в Техасе, где исторически такого вида охоты вообще не было. Но в Туркменистане жива народная память о соколиной охоте как о древнейшем виде искусства. Клуб помимо разведения соколов и охотничьих борзых собак тазы ведет этнографическую деятельность, привлекая для этого студентов, журналистов, ученых. Когда удается, командируют их в библиотеки Москвы, Питера, Ташкента. Благодаря таким изысканиям удалось собрать интересные сведения о роли туркменской соколиной охоты в мировой истории. Во-первых, уже во всем мире признано, что соколиная охота пришла в Европу и США через исламскую культуру. Члены клуба установили интересную связь. Дело в том, что в VII веке предки туркменов были объединены под началом Огуз-хана. У него было 24 внука. Когда он раздавал им земли, каждому досталась и эмблема. И на всех этих эмблемах были изображены хищные птицы. Пять эмблем считались ханскими, и на них изображались -- беркут, сапсан, кречет, балобан и шахина, то есть птицы, используемые в охоте. Это, считают члены клуба, говорит о знакомстве кочевников с культурой птичьей охоты. Более ранних находок, связанных с соколиной охотой, нет нигде в мире. Во время Второй мировой войны, в 1942 году, немцы начали практиковать голубиную почту. Один английский разведчик узнал об этом. Он донес сведения в разведывательный центр с примечанием, что однажды в Лондоне читал книгу о соколиной охоте и что с помощью этих птиц можно бороться с новым-старым изобретением фашистов. В 1943 году в Лондоне был создан отряд сокольников. До конца войны ему удалось поймать 700 голубей и раскрыть 400 жизненно важных замыслов противника. Книга, про которую вспомнил разведчик, называлась «Туркменские методы натаскивания соколов». Так что сокольникам есть где набираться опыта -- в истории. И можно сказать, туркменская школа сокольников делает это успешно. Ата Эебердыев показал целую папку грамот -- свидетельств призовых мест, полученных по всему миру. Почему же именно туркменские соколы становятся победителями? На этот вопрос можно ответить по-разному. Во-первых, туркменские соколы -- одни из самых выносливых. Если арабские птицы берут в день двух-трех зайцев, туркменские -- по десять штук. Это связано с методом отлова птиц. В Туркменистане берут трехнедельных птенцов и приучают работать вместе с собакой, с человеком. Когда заяц, например, прячется под саксаул, сокол садится в сторонку и ждет собаку. Арабы же извлекают из природы уже взрослую птицу. Конечно, у нее великолепно поставлен полет, отработан охотничий инстинкт, но такая птица все равно остается полудикой. Она легко улетает и ведет себя очень агрессивно на охоте. Если тот же заяц прячется под куст, она начинает падать на него сверху и часто калечит себя. У туркменских сокольников есть много своих хитростей в кормлении, уходе, ветеринарной помощи птицам. Но все-таки основной момент правильного воспитания -- близость к природе, к естественным условиям. В городе невозможно обучать и тренировать сокола. Дело даже не в территории для полета. Просто когда сокол поднимается на пять-шесть метров, он теряет ориентир, так как все крыши домов одинаковые, и улетает. В пустыне же стоит одна кибитка и вокруг -- пески, так что ему легко найти хозяина. Туркменским соколам повезло. Практически полгода они проживают в пустыне вместе со старейшими членами клуба. Работающие же сокольники приезжают в летний лагерь на месяц во время отпуска, реже -- на выходные, так как добираться нужно за 700 километров от столицы. К жизни в пустыне тоже нужно привыкать годами. Ночами -- холодно, днем -- жарко. Пища -- добытое на охоте мясо, цистерна воды, завозимая в начале сезона, и хлеб, который выпекают тут же, в песке, старинным способом. Каждый день на велосипеде кто-нибудь едет ловить песчаных сусликов -- самый лучший корм для соколов. А птицы живут и наслаждаются волей. Поэтому неудивительно, что на недавних соревнованиях в Астане туркменские соколы заняли первое место. Они вообще единственные смогли догнать дикого голубя. Сегодня Ата Эебердыев еженедельно выступает перед ребятами в школах, институтах, училищах. Он рассказывает об удивительных аристократичных птицах, единственных хищниках, у которых молодые птицы кормят старых. Рассказывает о древнем туркменском народе, о быте, преданиях, о соколиной охоте. И когда ребята видят, с каким азартом, с каким увлечением и восторгом он говорит: «...а потом он поднимается вверх и, играя, падает на волну воздуха и вдруг камнем кидается вниз...» -- они готовы идти за ним до конца. Так что созданная недавно школа молодых сокольников обречена на успех. Елена ЛИПОВА Журнал "Огонек" 2001г

TAZY: ЖИВОЙ СНАРЯД. В прошлом году мы вели охоту недалеко от колодца Тамдырлы. Около трех часов по пескам Каракумов добирались мы на машине, проехав более двухсот километров от города Сердар. Выбранным местом мы были довольны - здесь в зарослях кандыма, водилось много песчаных зайцев - талаев. А редкие высокие кустарники облегчали задачу борзой - тазы, выгоняющий зайцев на открытую местность, туда, где их легко мог настигнуть сокол - балобан. И саксаула, служащего нам основным топливом, вокруг было достаточно. В один из дней, возвращаясь с охоты, я услышал тревожные слова Аннаман-ага - своего наставника, о том, что нам придется менять место для лагеря. Я понимал беспокойство яшули. Вот уже третий день во время охоты над нами кружили крупные хищные птицы, готовые напасть на сокола, чтобы отнять у него добычу. На следующее утро, сняв попону с борзых собак, мы дали им порезвиться. За завтраком, посоветовавшись, решили идти на север от лагеря, надеясь, что там охота будет безопасней для наших ловчих птиц. Пройдя примерно триста метров, мы увидели следы. Аннаман-ага, сняв напускную привязь, подготовил птицу к свободному полету. Борзая устремилась в сторону небольшого бархана, за которым скрылся заяц. Сокол был уже в воздухе, так как его зоркий глаз заметил добычу гораздо раньше. Внимательно следя за полетом птицы, мы заметили два вертикальных подъема сокола над барханом. Из этого следовало, что заяц еще не пойман. Вдруг над местом охоты нашего сокола появился крупный беркут. Его стремительное снижение не давало времени на раздумье. Я изо всех сил побежал на помощь соколу. Взобравшись на бархан, я увидел внизу нашу ловчую птицу с добычей в когтях. Внезапно откуда-то со стороны появился беркут. Мощным ударом он сбил сокола с зайца, отбросив его на несколько метров, и принялся клевать его добычу. Сокол с пронзительным криком стал резко подниматься ввысь. Я потерял его из вида, но всего лишь на несколько секунд. Тут же, камнем, как живой снаряд, он стал падать на своего обидчика. Сильный удар в голову беркута сопровождался жалостным криком сокола. Теперь он сел недалеко от меня. Взяв его на руки, я понял причину его боли - ударные когти на обеих конечностях отсутствовали - остались в затылке мертвого беркута. Смелая и гордая птица не испугалась хищника, который намного крупнее и сильнее её. А ведь мы были свидетелями отлетов ловчих птиц в подобных случаях. Испугавшись, сокол далеко улетал и больше не возвращался к хозяину. Наши предки знали, на каких скалах гнездятся смелые от природы ловчие птицы и именно оттуда брали птенцов на воспитание. Долго мы выхаживали раненую самку сокола, дав ей кличку «Чонок», что означает - беспалая. Позже выпустили её на волю возле скал Игдели, надеясь, что она приживется и даст потомство в том месте, где родилась сама. Наш клуб ведет ежегодный учет гнездовий хищных птиц. К нашей большой радости, возле знакомых скал мы увидели Чонок, высиживающую в гнезде птенцов. Гордые и смелые птицы и впредь будут украшать природу нашего края. АТА ЭЕБЕРДЫЕВ - Председатель Национального клуба сокольников Туркменистана

TAZY: НАДЕЖНЫЙ И ВЕРНЫЙ ДРУГ Борзая - тазы - уникальная порода туркменских собак. Она имеет древнейшую историю, что подтверждают фольклорные, литературные и исторические источники. Во многих дестанах, легендах и эпосах туркменская борзая - тазы упоминается как верный помощник человека в охоте. Еще в VIII веке, когда арабы вторглись на территорию Туркменистана, они увезли с собой знаменитые туркменские ковры, где был орнамент «тазы гуйругы», что в переводе означает «хвост тазы». При раскопках в древнем поселении Алтын Депе была найдена статуя человека с птицей на руке и рядом борзая. Сегодня кинологическая наука доказала чистоту происхождения туркменской борзой. Эта собака имеет большой потенциал природных качеств - интеллектуальность, резвость, быстроту реакции. В 1898 году в царской России проходила выставка охотничьих снаряжений. От Закаспийской области участвовали делегаты-охотники из Туркменистана с ловчими птицами и тазы Гара Аманбердыев и Сары Бердынияз. Веками туркмены вырабатывали свои методы и приемы парной охоты ловчей птицы с четвероногим помощником. В песках Каракумов соколиная охота немыслима без тазы. Для туркмена хорошая борзая – это, прежде всего, умение собаки слаженно работать с соколом. Туркменские сокольники своих борзых собак берут на охоту с 6-месячного возраста. Тазы, если хорошо и правильно ухаживать за ней, помогает охотнику в течение 8-9 лет, после чего собаку используют в селекционных работах. В год эта порода один и редко два раза дает потомство. Как правило, это четыре-пять щенков. В Национальном клубе сокольников Туркменистана действует секция «Тазы», где зарегистрировано около 85 собак. Большое поголовье сосредоточено в Балканском велаяте и в городах Серахс, Теджен. За рубежом, в частности, в Казахстане, Киргизии, России и Иране также имеются несколько голов туркменских борзых-тазы. При скрещивании туркменских борзых с другими породами собак она теряет свои природные качества. Одним из самых опытных борзятников является 74-летний Аннааман Мовлямов. Он и сейчас ежегодно в сезон охоты выезжает на соколиную охоту с 2-3 борзыми-тазы. За всю жизнь опытный охотник воспитал более 30 тазы. А его борзая по кличке Гарагуш участвовала в съемках передачи российского телевидения «В мире животных», а также в фильме «Фраги - Разлученный со счастьем» о великом туркменском поэте Махтумкули. Гарагуш стал родоначальником сильной и работоспособной линии этих собак. В городе Сердар (бывший Кизыл-Арват) живет Ата Татаров - владелец тазы Акгуш, Унар и Аркач. В течение 7 лет он ведет селекционную работу, неоднократно его питомцы участвовали в выставках, проводимых в Ашхабаде. Туркменская борзая имеет следующие отличительные признаки: а) на ушах имеет шерстяную бурку; б) лапы без щетки, то есть без длинных усиков; в) имеет маловыраженный шерстяной покров хвоста. Непросто подготовить классную борзую-охотника. Внимания и терпения она требует, как малый ребенок. Необходим особый режим кормления - оно должно проходить одновременно с кормлением сокола, чтобы они привыкали работать в паре. Ведь другие породы гончих только номинально помогают преследовать дичь. Туркменская борзая, в отличие от других видов, не только выгоняет дичь из-под кустов, но может при захвате добычи, не повредив птицу, перегрызть зайцу хребет, чтобы он не поранил сокола. Зимой на тазы надевают попону, т.е. специально сшитую накидку. Во время охоты недалеко от лагеря под кустами саксаула роют яму для борзой, а подстилкой служит обычно пустынное растение - селин. Вечером собаку, помимо попоны, укрывают одеялами. Кормят ее во время охоты один раз в день - вечером. Во время соколиной охоты от работы туркменской борзой зависит, удачной ли будет охота. Также от тазы требуются «топографические» навыки, т.е. она должна помочь хозяину вовремя найти дорогу обратно в лагерь. Наверное, каждый из нас, побывавший хоть однажды в Каракумах, видел на самых высоких барханах аккуратно сложенную «пирамиду» из саксаула. Это искусственный ориентир чабанов, охотников или других временных жильцов пустыни. Порой он спасает жизнь заблудившемуся путнику, помогая ему найти дорогу в лагерь. Очень часто такое случается во время охоты, и тогда вас выручит верный друг - охотничья собака. Умение ориентироваться свойственно многим животным - домашним и диким. Наблюдения и исследования подтверждают наличие у них прекрасных «топографических» способностей, помогающих им безошибочно находить путь домой. Часто во время соколиной охоты напуск ловчей птицы производится с расстояния 200-300 метров. К концу охотничьего дня невольно оказываешься далеко от лагеря и даже с помощью бинокля трудно определить дорогу назад. Нужно торопиться, иначе ранние зимние сумерки могут заставить вас ночевать под открытым небом. Рядом с сокольником находится его верный друг и помощник. Получив команду от хозяина, борзая собака-тазы отыскивает самый короткий путь в лагерь. Если внимательно следить за поведением тазы, то можно убедиться в правильности выбранного ею пути. Когда уже сам охотник видит вдалеке оставленный им ориентир, тазы во всю прыть бежит в лагерь, будто знает, что хозяин теперь в безопасности. Окрас собаки - часто хороший показатель рабочих качеств тазы. Больше всего ценят борзую темно-серой и черной масти. Клуб сокольников в настоящее время разрабатывает технологию организации бегов тазы. Ата ЭЕБЕРДЫЕВ, председатель Национального клуба сокольников Туркмении

TAZY: Четвероногий интеллектуал Многолетние наблюдения за туркменскими борзыми тазы показали, что этим с умными глазами длинноногим и длинноухим помощникам человека присуща удивительная сообразительность, поразительная память и интеллект. Однажды на охоте ближе к вечеру наш водитель привез в лагерь двухлетнюю борзую своего товарища. Только вот незадача: отправляя в путь любимицу семьи, дома ей позабыли надеть зимнюю попону. Поскольку погода была довольно прохладная, я поспешил укрыть Акгуша (так звали собаку) небольшим шерстяным одеялом. Решив, что утро вечера мудренее, все легли спать. Но спокойствие продолжалось недолго. Ровно в полночь всех разбудил пронзительный крик. «Змея, змея в постели!» – дрожащим голосом повторял наш водитель Ашир, с опаской вороша под своим большим одеялом длинной палкой. Быстро достав фонарь, я помог испугавшемуся не на шутку товарищу тщательно осмотреть одеяло и матрас. Наставник Сапар ага и Мурад с горящими факелами в руках уже боязливо встряхивали свои постели, ведь теплое одеяло любого из нас могло в эту холодную ночь послужить убежищем для опасной рептилии. Чуть успокоившись, Ашыр поведал нам, что, почувствовав, как его ноги коснулись тела змеи, он, резко вскочив, успел даже наступить на кончик ее хвоста. Напугавшую водителя змею мы безуспешно искали еще около получаса. Сапар ага, подбросив крупных веток кандыма в костер, пожелал всем спокойной ночи. Слова наставника о том, что к большому костру змея не вернется, немного нас успокоили. Я же решил проведать наших борзых и направился к месту их ночлега, как вдруг появившийся из темноты Акгуш напугал меня не меньше, чем таинственная ночная змея. Другие собаки, Учар с Сакаром, тем временем мирно спали в своих теплых попонах под большим кустом саксаула. Подозвав Акгуша, я стал безрезультатно искать его одеяло, которое, наверное, сползло ночью с борзой. Нашлось оно чуть позже неподалеку от костра, почему-то как раз рядом с постелью Ашира. Смутные догадки начали закрадываться мне в голову. Тем временем Ашир, видя, как тазы несладко на холоде, приподнял одеяло и предложил Акгушу разместиться у его ног. Собака, странно пролаяв несколько раз, приняла приглашение добросердечного водителя. Вновь лагерь погрузился в тишину, однако не прошло и десяти минут, как водитель вновь вскочил как ошпаренный. «Кажется, в моей постели опять что-то ползает», – шепотом сообщил мне Ашир. Стараясь не будить спящих по соседству товарищей, мы медленно приподняли одеяло, под которым заметили непонятное движение. Приглядевшись, мы еле сдержались от громкого хохота. Оказывается, Ашир принял за змею хвост спящей борзой. Собаке, видимо, снилось что-то хорошее, и она во сне приветливо помахивала хвостом, который с перепугу можно было принять чуть ли не за кобру в угрожающей позе. Теперь все стало понятно, в том числе почему Акгуша и его одеяльце мы нашли рядом с постелью Ашира. Утром за чаем Ашир уже с улыбкой слушал наши шутки о его ночном «подвиге». Наверное, я бы и не вспомнил об этом происшествии, если бы после отъезда нашего водителя сам не решил приютить Акгуша. Так вот, теперь собака, перед тем как забраться в постель, обязательно предупреждала об этом, подавая голос. Я не раз замечал, как глубокой ночью, покидая теплое одеяло и быстро возвращаясь обратно, Акгуш, тихонько полаивая, обязательно оповещал о своем приходе. Судя по всему, борзая не желала, чтобы ее вновь приняли за змею, тот истошный крик водителя в ночи, видимо, и ее заставил поволноваться. Другой случай произошел в небольшом селе Черкезли, куда мы заехали на пути к месту будущей охоты. Остановившись ненадолго у старого сокольника, мы рассадили своих ловчих птиц на песочных стульях. А вот борзых оставили за высоким бортом грузовика – вокруг машины, уже почуяв чужих сородичей, собралось несколько довольно крупных дворняг. Мы не успели переступить порог гостеприимного дома, как позади нас раздался жалкий собачий визг. Я побежал к машине, где шестимесячная наша борзая вовсю старалась защититься от нападения одной из местных собак. Быстро разняв бойцов, я увидел, что тазы все же получила неглубокую рану. Видимо, выпрыгнувшая с высокого борта молодая борзая хорошо запомнила своего обидчика. Ровно через год мы вновь оказались в Черкезли. Каково же было наше удивление, когда повзрослевшая тазы в стае местных собак безошибочно определила своего старого врага и хорошенько ему отомстила. За восемь лет своей «трудовой» карьеры моя борзая по кличке Гарагуш всегда безошибочно определяла сборы на соколиную охоту. Весело кружась возле машины, она без особого приглашения запрыгивала внутрь, удобно устраивалась среди дорожных сумок и рюкзаков. Однажды я решился на эксперимент: демонстративно загружая вещи в машину, стал имитировать сборы на охоту. Однако ко всем этим «приготовлениям» Гарагуш отнесся абсолютно равнодушно. И только лишь когда я взял птицу на руки, борзая, резко встав с места, подбежала к машине. Но это еще не значило удачу эксперимента, напротив, принюхавшись к уложенным в машину вещам, тазы тут же спрыгнула на землю и вернулась на свое место: меня, мол, не проведешь. Так что братья наши меньшие часто удивляют нас своими необычными способностями. Окружающая нас живая природа – кладовая удивительных чудес и талантов, которые нам необходимо вовремя заметить, правильно понять и достойно оценить. Ата Эебердыев.

TAZY: Сообразительная борзая Водитель плавно остановил уазик возле большого бархана, где от широкой песчаной дороги отделилась еще одна колея. Из машины на перекрестке первым вышел Джума – наш проводник и знаток местности. Чтобы определить дальнейший маршрут движения, он стал внимательно изучать саксаул, растущий вокруг. Его наиболее длинные ветки показывали восточное направление. Мы проехали по новой дороге примерно двести метров, когда Джума, слегка кивнув в сторону отдыхающих вдоль дороги верблюдов, пояснил, что эти животные всегда устраиваются на отдых лицом к солнцу. Действительно, головы на изящно изогнутой шее песчаных «динозавров» сейчас смотрели в одном направлении. Вот по этим живым приметам природы товарищ и проверял правильность выбранного пути. При подъеме на очередную возвышенность я заметил, как внизу степной орел с добычей в когтях, широко раскрыв крылья, красиво приземлился на огромное гнездо. Сверху было хорошо видно, как один из двух птенцов жадно бросился к матери в ожидании трапезы, но вот другой, исхудавший и обессиленный, неподвижно лежал на краю гнезда. Я попросил водителя остановиться. И то, что мы увидели дальше, буквально поразило нас всех. Сначала крупный орел свежим мясом накормил более активного малыша, а потом, достав клювом из-под веток корень какого-то растения, стал насильно кормить им лежавшего птенца. Орленок сопротивлялся, но мать, невзирая на его капризы, была строга и настойчива. Мы рассмотрели необычную еду в бинокль: в мощных лапах взрослого пернатого был эжик – так в народе называют корень песчаного лекарственного растения чомуч, используемого людьми как средство от несварения желудка. Судя по необычному обилию следов помета вокруг больного птенца, именно от этого недуга старалась вылечить малыша пернатая мама. Наблюдая за лечением, мы очень хотели верить в скорое выздоровление будущего небесного охотника. Решив не беспокоить и без того озабоченную самку орла, поехали дальше. Через час наша машина остановилась у чабанского стойбища братьев Чары и Ыхласа. Кстати, наш проводник Джума был их младшим братом. Наши давние друзья – большие любители охоты с борзыми, их охотничьи байки мы слушали до глубокой ночи. Утром после завтрака вышли на улицу. Справа от большого загона для овец мы увидели Джума. Он медленно поднимался по склону бархана, упорно зазывая на охоту девятилетнюю борзую по кличке Гарагуш. Собака к зову оставалась равнодушной. На помощь Джуму пришел Чары со свежим мясом в руках, но и ему не удалось «уговорить» тазы следовать за ним. И тут старший из братьев, Ыхлас, взяв свой рюкзак, молча, не оглядываясь в сторону собаки, направился по дороге к возвышенности. Борзая тут же устремилась за удалявшимся охотником и, вмиг догнав Ыхласа, стала радостно приплясывать вокруг него. На первый взгляд, это вполне стереотипное поведение собаки, когда она привязывается к одному из членов семьи, который больше других заботится об общем питомце. Но из рассказа братьев мы узнали о далеко не стандартном характере поведения тазы. Оказалось, что Джума и Чары были не столь искусными следопытами, как их старший брат, который мог среди множество заячьих следов на песке определить свежие «автографы» длинноухого перед лежкой. Для борзой в возрасте подобное мастерство хозяина было решающим моментом удачной охоты. Опытный следопыт быстро находил для четвероногого помощника заросли кустарников, где длинноухий толай устраивался на отдых. Осторожно подкрадываясь к таким зарослям, Гарагуш с близкого расстояния быстро настигал добычу. Но вот Джума и Чары не могли обеспечить собаке подобную «льготу» на охоте, и потому теперь уже потерявшая былую ловкость и резвость борзая отказывалась быть им напарником в поимке прыткого зайца. Покидая семью охотников и их удивительно сообразительного четвероногого помощника, мы решили на обратном пути навестить больного птенца в орлином гнезде. Поднявшись на знакомую возвышенность, мы застали семью пернатых за ранним завтраком: два совершенно здоровых птенца поочередно с аппетитом принимали свежую пищу. Фитотерапевтические навыки взрослого орла спасли жизнь птенцу. Ата Эебердыев Фото автора

TAZY: И как источник красоты…. Еще не столь далекие времена туркмены пуповину появившегося на свет новорожденного мальчика закапывали в стойле коня, а девочки возле домашнего очага. «Скакун о хозяйстве и мужестве владельца сообщает, а домашний очаг опрятность хозяйки отражает» - такова национальная интерпретация упомянутого обряда. Когда же вчерашний младенец, будучи юношей, впервые седлает скакуна, ему и сейчас не забывают сказать: «Возле коня будь искренним в помыслах, честным в словах, добрым в поступках, а на коне придерживайся справедливости, отваги и разумности». Божественное великолепие туркменского аргамака не нуждалась в совершенствовании, но подобно совершенство требовал торжества духовно-нравственных устоев нации, что способствовала сохранению благородства нрава и красоты, грациозного движения и удивительной работоспособности скакуна. Потому, не редко и в произведениях туркменских классиков, этнографических и фольклорных сюжетах грация ахалтекинца – это образ благонравия национального характера, гордый стан коня – благочестивый мораль народа, чистота крови скакуна – благоразумные помыслы личности. У нашего народа есть мудрость, гласящая: «Судят о человеке не по коню, а по тому, как он относится к скакуну». В первой половине ХХ века в г. Москве была организована союзная выставка достижений народного хозяйства, где принимал участие и мой сосед Анна ага со своим знаменитым жеребцом по кличке Мелекуш. Ныне покойный ценитель и знаток коней часто вспоминал, как один из посетителей выставки увидев Мелекуша, сказал: «Такая внешняя красота коня говорит о совершенстве духовно - нравственного, т.е. внутреннего мира Вашего народа. Сохранить подобный шедевр природы можно только благодаря трудолюбию, моральной чистоте и чувству патриотизма». Ахалтекинский конь - это живое знамение нации, по состоянию которой можно достоверно судить о морали, культуре, истории народа. Двуединый сплав людской морали и общественного нрава тысячелетиями была духовной основой коневодческой культуры наших предков. Сегодня среди этих этических ценностях достойное место занимает и государственная забота о сохранении и развитии бесценного наследия наших предков. Президентом Туркменистана от 28 марта 2009 года был принят постановление «О проведении конкурса красоты среди коней ахалтекинской породы, выращенные в Туркменистане». Победители конкурса соответственно получают Приз Президента, Государственного объединения «Туркменатлары» и Хякимлика (Мэри). Вскоре во всех велаятских (областных) центрах страны начнут функционировать ипподромы и конные школы. В книге – назидания «Ковус нама», написанный в одиннадцатом столетии есть следующие строки: «Вселенная во имя человека, а человек в содружестве с животными, самый красивый из которых – конь. Сын мой природа коня и человека схожа: бесценен тот и другой, если они хороши». Конь – признанный эталон красоты живой природы, ахалтекинец – непревзойденный красавец конского царства. Сквозь века дошли до нас имена множество наших сейисов – тренеров, показавшие великолепные результаты по воспитанию резвых скакунов. Об их тонких познаниях физической возможности и природных способностях своих питомцев ходят легенды. Но в исторических летописях и народных устах часто не личность, а целый народ выступает знатоком удивительной красоты туркменского скакуна. И это закономерно, ибо своеобразная красота ахалтекинца – это национальная единица измерения многогранных достоинств небесного коня. Туркменский народ – как национальный эксперт, прежде всего во внешнем совершенстве ахалтекинца видит верный показатель прочности конституции, высокой работоспособности и благородного нрава скакуна. Но изумительная грация и великолепный стан туркменского коня, это еще и требования к кропотливому, терпеливому, созидающему труду при работе с этой уникальной породой туркменского коневодства. Многогранный канонический язык священного писания в мире животных заключает поучение, испытание и распознавание для человека. В девятой суре(стих) шестнадцатого аята(глава) Священного Корана говориться: «И Он создал коней, и мулов, и ослов, дабы вы могли ездить на них, и как источник красоты». Эстетические достоинства внешнего великолепия ахалтекинского коня – источник душевного и духовного наслаждения. Душевное удовлетворение при общении с конем предполагает моральную честность в сохранении древней породы и интеллектуальную готовность к познанию ахалтекинского коня. Духовная услада в содружестве с конем требует нравственного осознания ответственности перед поколением за будущее отечественного коневодства в целом и искреннего, благоразумного патриотизма ради грядущей славы ахалтекинца в частности. И потому, в тексте священного писания источник красоты как метафорическое определение причастен не только к физическому совершенству коня, но и к духовной - нравственной чистоте, этика - эстетическому совершенству человека. В одном из высказываний пророка Мухаммеда говорится: «По отношению к себе подобным Всевышний оценит твой ум, по отношению к животным нрав». В народе есть следующая притча. Однажды учитель, показав на скачущую лошадь, сказал ученикам следующее: «Наездник на коне – это человеческая совесть, а скакун – людская корост, и если наездник слабый, то конь не подчинится ему». Правильно организованный экономический подход в коневодстве способствует не только финансовому оздоровлению отрасли, но и ведет к повышению качественного уровня селекционной работы. Но в коневодстве немало соблазнов, где проходит испытание человеческая корысть, совесть и мораль. Сегодня мировая коневодческая культура широко использует облагораживающие способности туркменского аргамака. В подобной селекционной работе нуждаются многие породы. Ахалтекинец вобрав в себе все грани конской красоты, имеет отличие по каждой «детали» экстерьера. Внутрипородные типы туркменского аргамака самодостаточный «материал» для полноценного функционирования селекционной работы. И в этой работе знание и опыт помогает улучшить достоинства породы, а нравственные ценности человека позволяет сохранить саму породу. «У кого хорошие намерения, у того и конь идет уверенно» - так мудрость отцов гармонирует образ скакуна с благими доблестями человека. Туркменские коневоды имеет достаточный резерв, и потенциал, чтобы и в дальнейшем представит ахалтекинца как уникальное явление мировой культуры. Ата Эебердыев, юрист, участник конного пробега 1988 года по маршруту «Ашхабад-Москва»



полная версия страницы